ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
«Что нужно знать о проведении контролирующим органом проверки в отношении субъекта бизнеса?»
В современных экономических условиях особое значение приобретают вопросы соблюдения и защиты прав предпринимателей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, ведь любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Цель каждой проверки – выяснить на сколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям законодательства.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон).
ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:
В соответствии с положениями закона проверки бывают плановыми и внеплановыми, могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная – по месту нахождения и месту осуществления хозяйственной деятельности.
Основанием проведения плановых проверок является ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора).
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня:
1)государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2)окончания проведения последней плановой проверки (при этом учитываются только проверки, у которых была та же цель (предмет);
3)начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный государственный орган уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Иные сроки проведения плановых проверок установлены, в частности, при осуществлении предпринимателем деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, и др.
Ежегодный план проведения проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на официальном сайте прокуратуры Оренбургской области, а также на официальном сайте соответствующего органа контроля (надзора) в сети «Интернет».
С 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введены ограничения на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, отнесенных к таковым в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Если Вы относитесь к субъекту малого предпринимательства, Вам предоставляется право подать в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определен постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (не подлежит согласованию с органами прокуратуры);
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежит согласованию с органами прокуратуры);
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежит согласованию с органами прокуратуры);
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (не подлежит согласованию с органами прокуратуры);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении плановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется органом контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением согласованных прокурором) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Если же основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение 24 часов.
Ваши права при проведении проверки:
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя. Исключение из этого правила составляют случаи проведения проверок по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При проведении выездной проверки должностные лица контролирующего органа обязаны предъявить Вам или Вашему представителю служебное удостоверение. Правом проведения проверки наделены лишь те должностные лица контролирующего органа, которые указаны в распоряжении (приказе) руководителя органа контроля (надзора) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить его копию под роспись.
Перед проведением проверки Вас должны ознакомить:
с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется в силу закона)
с полномочиями проверяющих лиц,
с распоряжением (приказом) о проведении проверки, в котором указаны цели, задачи, предмет и срок проверки с датами начала и окончания ее проведения, а также все мероприятия по контролю, которые запланированы контролирующим органом.
с административным регламентом органа контроля (надзора), в соответствии с которым проводится проверка.
При проведении проверки должностные лица
контролирующих органов не вправе:
1)проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
1.1)проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
По окончании проверочных мероприятий Вы вправе ознакомиться с их результатами, изложенными в акте проверки, указав в нем о своем согласии или несогласии с результатами.
В течение 15 дней с даты получения акта проверки Вы вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения.
Ваши обязанности при проверке:
-юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
-руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами несут административную ответственность, предусмотренную ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля), ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль) в виде штрафов и дисквалификации (прекращение права осуществлять предпринимательскую деятельность).