Печать
Категория: Противодействие коррупции
Просмотров: 56

 

 

 

КОМИТЕТ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

 

 

«КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ КАК КОРРУПЦИОННО ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ»

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

ОРЕНБУРГ

 

2019

 

 

 

«Любой гражданин, который

хотел бы стать муниципальным или

госслужащим, должен понимать, что

вступление в должность связано

с жесткими антикоррупционными

требованиями, с определенными

 ограничениями, которые человек

 обязан строго соблюдать»

                                                          В.В. Путин

                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

       

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

  1. Понятие конфликта интересов.
  2. Коррупционно опасное поведение как негативное проявление конфликта интересов.
  3. Причины возникновения конфликта интересов.
  4. Конфликт интересов в деятельности муниципальных служащих.
  5. Примеры некоторых типовых ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие конфликта интересов.

 

В последнее время вопросы борьбы с коррупцией приобретают огромную и вполне обоснованную актуальность. Коррупция наносит значительный ущерб авторитету государственной власти и экономике Российской Федерации. В той или иной форме с вымогательством взяток сталкивается более 70% населения страны.       

Согласно п.1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В этом смысле предпринимаемые антикоррупционные меры в Оренбургской области должны носить комплексную, системную, адресную направленность, а сама антикоррупционная работа строиться на использовании мер упреждения, создании «невыгодности» коррупционного поведения.

Аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области уделяется пристальное внимание вопросам противодействия коррупции, подтверждается необходимость создания полноценной, системной основы для противодействия коррупции.

В указанном смысле одним из важных аспектов совершенствования данного вида деятельности является создание эффективного механизма разрешения конфликта интересов.

Конфликт, в своем понимании принято определять через понятия «противоречие», «противоположность». Необходимо отметить, что в различных областях научных знаний есть свой комплекс определений понятия «конфликт», отражающий основные его смыслы и значения. К примеру, энциклопедическое определение представляется как «столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе». Философские концепции определяют конфликт как «предельный случай обострения противоречий». В психологии определение конфликта трактуется следующим образом - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия». В любом случае, существующие определения конфликта подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий.

В рассмотрении сущности конфликта выделяют пять основных его типов, а именно: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой и социальный тип конфликтов.

Говоря о типологии конфликта интересов как типологии юридического конфликта следует отметить, что в данном случае конфликты интересов могут подразделяться на типы по различным основаниям. По субъектам отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по времени протекания - краткосрочными и затяжными; по методам воздействия - насильственными и ненасильственными. Особое внимание обращается на разграничение конфликта интересов по уровням - личные (при котором именно личная заинтересованность служащего вступает в противоречие с законными интересами граждан, организаций, регионов, страны) и организационные конфликты интересов.

Понятие конфликта интересов, механизм разрешения, а также реализация соответствующих мероприятий по его предотвращению и урегулированию получили юридическое закрепление в ряде нормативных правовых актов.

Статья 10 «Конфликт интересов» Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» даёт чёткое определение конфликта интересов и личной заинтересованности.

Муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно. Прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию.

В Федеральном законе Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» пункт 11 статьи 12 «Основные обязанности муниципального служащего» предписывает сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении должностных обязанностей и принимать меры по предотвращению такого конфликта. При этом пунктом 2.3 статьи 14.1 «Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе» в случае непринятия муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, и влечёт увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

 

  1. Коррупционно опасное поведение как негативное проявление конфликта интересов.

 

В Федеральном законе от 25.12.2008  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Таким образом, конфликт интересов, это ситуация, при которой личная заинтересованность, в данном случае муниципального служащего, влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам. Под личной заинтересованностью, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Таким образом, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности муниципального служащего на надлежащее исполнение им не только должностных, но и общих служебных обязанностей. Так, пункт 5 статьи 13 «Ограничения, связанные с муниципальной службой» Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предписывает, что муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Следует также остановиться на проблеме отношения к подаркам и иным знакам внимания. Получение или вручение подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределённости, способствовать возникновению конфликта интересов.

Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, муниципальный служащий попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

В отношении этого не следует создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка. Не следует принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми муниципальный служащий имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность и выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.

Кроме того, закон о противодействии коррупции подчеркивает, что личная заинтересованность муниципального служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Предполагается, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении доходов, а о создании реальной возможности их получения. Полностью устранить все причины конфликта интересов невозможно, поэтому в конфликтной ситуации можно только осуществить процедуру его эффективного урегулирования. В этих целях необходимо заблаговременно выявлять обстоятельства его возникновения, способствующие этому условия, динамику развития, а также управлять его разрешением.

С конфликтом интересов связаны следующие негативные явления. Это протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), злоупотребление властью (служебным положением). Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом аморального поведения. Злоупотребление служебным положением руководителем есть умышленное использование своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

В данном случае необходимо отметить, что согласно российскому законодательству, коррупция - является злоупотреблением служебным положением, использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции.

Непотизм (кумовство) - негативное явление, которое может служить основой развития коррупционных отношений. Непотизм (от. лат. nepos, род. п. nepotis - внук, племянник) – необоснованное предпочтение (кумовство), например, при найме на работу, предоставляемое родственникам или друзьям вне зависимости от профессиональных достоинств. Непотизм (кумовство) представляет собой покровительство руководителем своих родственников, близких людей, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел производятся по признакам религиозной, корпоративной, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю. Вред от непотизма заключается в том, что человек назначается на новую должность, не проходя должным образом профессиональный отбор и, как правило, не являясь при этом хорошим специалистом. В дополнение следует указать и тот факт, что данное явление также рассматривается как проявление коррупции в соответствующей конвенции ООН.

В свою очередь фаворити́зм (от фр. favoritisme) - характеризуется как явление, имеющее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью должностного лица  к фавориту. Фаворитизм выражается в демонстративном приближении к себе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

Коррупционно опасным является так называемый протекционизм, который представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

Все перечисленные явления в служебной деятельности муниципального служащего несовместимы с принципами и нормами муниципальной службы Российской Федерации.

 

  1. Причины возникновения конфликта интересов.

 

К основным причинам, способствующим возникновению конфликта интересов можно отнести несоблюдение основных требований к служебному поведению; невыполнение должностных обязанностей; несоблюдение при их исполнении прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства; игнорирование норм действующего законодательства; нарушение ограничений и запретов, в том числе установленных законом о противодействии коррупции и ряд др.

Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:        

 

 

- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

- выполнение иной оплачиваемой работы;

- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

- получение подарков и услуг;

- имущественные обязательства и судебные разбирательства;

- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов можно назвать следующие: высокий уровень неопределенности компетенции; недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти; несоблюдение служебной и организационной дисциплины; отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации муниципального служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др. Кроме того, имеющаяся практика позволяет выделить правонарушения коррупционной направленности, связанные с конфликтом интересов, в том числе: непринятие муниципальным служащим мер по предотвращению конфликта интересов; неуведомление нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов; занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др. Таким образом, конфликт интересов может являться фактором-предиктором коррупционно опасного поведения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что конфликт интересов нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов муниципального служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп и т.п.  Конфликт интересов - это конфликт, который влечет за собой правовые последствия для его участников.

 Поэтому разрешение конфликта интересов возникающего в муниципальной службе должно основываться своевременной диагностике (выявлении) ситуации конфликта интересов, на установлении причин и условий возникновения конфликта интересов, на установлении круга заинтересованных сторон конфликта, а также своевременного влияния на данные условия.

 

Заседание комиссии по противодействию коррупции в органах местного самоуправления МО Переволоцкий район

При этом важным элементом системы разрешения конфликта интересов должны быть комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих.

 

  1. Конфликт интересов в деятельности муниципальных служащих.

 

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей.

В ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: муниципального служащего и представителя нанимателя.

Применительно к муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:

- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

- уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Что касается первой из них, то она подразумевает необходимость муниципального служащего воздерживаться от контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его должностными обязанностями (кроме тех случаев, разумеется, когда такое взаимодействие, наоборот, входит в его должностные обязанности), а также максимально дистанцироваться от личных предпочтений при принятии управленческих решений и т.п.

Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов возникает у муниципального служащего в момент, когда он узнает об этом. Применение этой нормы на практике, вполне очевидно, будет связано с определенными трудностями, так как оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт. В этом плане представляется перспективным закрепление в подзаконных актах, устанавливающих особенности предотвращения и разрешения конфликта интересов в различных государственных органах, перечня так называемых «предконфликтных ситуаций».

Пункт 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет обязанность муниципального служащего «сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта».

Таким образом, указанные законодательные акты предписывают муниципальному служащему уведомить о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов представителя нанимателя, а Закон о противодействии коррупции - своего непосредственного начальника.

Уведомление о возникновении конфликта интересов или угрозы его возникновения осуществляется в письменной форме. Для этого указанным выше лицам подается заявление либо служебная (докладная) записка произвольной формы.

Неисполнение рассмотренных выше обязанностей муниципальным служащим должно рассматриваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности. Однако при этом следует помнить, что во всех таких случаях необходимым условием привлечения служащего к ответственности является установление его вины.

Вторым субъектом, на которого Закон о противодействии коррупции возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя. Основным способом получения представителем нанимателя информации о возникновении конфликта интересов является, по-видимому, информирование его самим служащим, у которого конфликт интересов возник, либо непосредственным начальником такого служащего. Помимо этого, источниками информации о конфликте интересов могут являться:

- декларации о доходах, подаваемые муниципальными служащими; иные предоставляемые ими сведения;

- заявления, в том числе и анонимные, граждан и организаций, в том числе считающих себя пострадавшими от неправомерных действий муниципального служащего, связанных с конфликтом интересов;

- материалы публикаций в средствах массовой информации;

- результаты служебных проверок и т.п.

В ч. 4 и ч. 5 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе. К таким относятся:

- изменение должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов (в том числе отстранение его от исполнения должностных (служебных) обязанностей);

- отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

- отвод или самоотвод государственного, или муниципального служащего.

Вместе с тем, указанные способы нельзя считать исчерпывающими. Цель предотвращения и урегулирования конфликта интересов может быть также достигнута следующими путями:

- ограничение доступа служащего к конкретной информации;

- усиление контроля выполнения государственным служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов;

- установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

Временное отстранение муниципального служащего урегулировано     ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанная ситуация касается отстранения муниципального служащего на период урегулирования конфликта интересов, то есть, когда, собственно говоря, еще только решается вопрос о наличии или отсутствии конфликта вообще. В силу этого законодательство о муниципальной службе в качестве гарантии для муниципального служащего сохраняет за ним денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности.

 

 

 

  1. Примеры некоторых типовых ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования

 

 

Описание ситуации

Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.

 

Меры предотвращения и урегулирования

Муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего. Например, рекомендуется временно вывести муниципального служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы является его родственник.

Комментарий

Осуществление муниципальным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций муниципального управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если муниципальный служащий предоставляет муниципальные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

 

Описание ситуации

Муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.

 

 

Меры предотвращения и урегулирования

Муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации родственники муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой муниципальный служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность муниципального служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

 

       Описание ситуации

Муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом муниципальный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции муниципального управления.

 

Меры предотвращения и урегулирования

 

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники муниципального служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения муниципальным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование муниципальным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями муниципального служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае муниципальный служащий не только осуществляет отдельные функции муниципального управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

 

 

Описание ситуации

Муниципальный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.

 

Меры предотвращения и урегулирования

 

В случае если муниципальный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым муниципальный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи муниципальным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

В случае если родственники муниципального служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов муниципальному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия муниципальным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет муниципальный служащий или его родственники.

 

Комментарий

 

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение муниципальным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников муниципального служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников муниципального служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой муниципальный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 года  № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  5. Вопросы государственной службы. Информационный сборник. Выпуск 5. Февраль 2009 г. – М., 2009.

 

Ответственный исполнитель:

Инспектор Комитета Амельченко Ю.А.