Подготовлено и направлено Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085) |
Информационное письмо
о возможности приобретения цифровых финансовых активов и цифровой валюты и владения ими отдельными категориями лиц
В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) в Российской Федерации устанавливается нормативное правовое регулирование вопросов, связанных с цифровыми финансовыми активами[1] и цифровой валютой[2]. Указанное регулирование затрагивает, в частности, вопросы противодействия коррупции.
В первую очередь, необходимо учитывать, что Федеральный закон № 259-ФЗ (за исключением отдельного положения[3]) вступает в силу с 1 января 2021 года.
Настоящее информационное письмо содержит разъяснения касательно приобретения цифровых финансовых активов и цифровой валюты отдельными категориями лиц, в частности, лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, должности государственной (муниципальной) службы, служащими Центрального банка Российской Федерации, работниками отдельных категорий организаций, и владения ими с 1 января 2021 года.
При отнесении тех или иных активов к цифровым финансовым активам и цифровой валюте необходимо исходить из того, что действие Федерального закона № 259-ФЗ не распространяется на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг (часть 11 статьи 1 Федерального закона № 259-ФЗ).
Кроме того, исходя из определения «цифровая валюта», к цифровой валюте не относятся бонусные баллы, бонусы на накопительных дисконтных картах, начисленные банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств («кешбэк сервис»).
В части, касающейся внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о противодействии коррупции в связи с изданием Федерального закона № 259-ФЗ, сообщается следующее.
- Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
С 1 января 2021 года часть 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ) дополняется пунктом 7, согласно которому к иностранным финансовым инструментам будут отнесены:
цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом. Таким образом, для лиц, поименованных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, устанавливается запрет на владение и пользование цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом;
цифровая валюта. Исходя из отсутствия указания в рассматриваемой норме на какую-либо дифференциацию видов цифровой валюты, лицам, поименованным в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, будет запрещено владеть и пользоваться любой цифровой валютой вне зависимости от страны выпуска, в том числе цифровой валютой, выпущенной с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации.
Исходя из положений части 6 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ, лица, поименованные в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, обязаны до 1 апреля 2021 года осуществить отчуждение цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровой валюты (вне зависимости от страны выпуска).
- Представление сведений о расходах.
С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, предусматривающие корректировку положений Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[4], согласно которым отдельные категории лиц будут обязаны представлять в установленном порядке сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению в том числе цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Учитывая, что статус цифровых финансовых активов и цифровой валюты в Российской Федерации устанавливается с 1 января 2021 года, не требуется сообщать о соответствующих сделках по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты, совершенных в 2020 года.
- Отражение цифровых финансовых активов и цифровой валюты в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими (занимающими) отдельные должности, в рамках декларационной кампании 2021 года не требуется представлять сведения о цифровых финансовых активах и цифровой валюте по состоянию на 31 декабря 2020 года.
В 2021 году для отдельных лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей, представить вышеуказанные сведения необходимо в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 декабря 2020 года № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Информация о порядке и правилах указания цифровых финансовых активов и цифровой валюты в справке будет отражена в ежегодно подготавливаемых Минтрудом России Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки после внесения соответствующих изменений в форму справки.
[1] См. часть 2 статьи 1 Федерального закона № 259-ФЗ.
[2] См. часть 3 статьи 1 Федерального закона № 259-ФЗ.
[3] См. части 1, 2 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ.
[4] См. статью 24 Федерального закона № 259-ФЗ.